Космические достижения ПО с открытым кодом

15 Авг 2014

GNU Radio помог восстановить контроль над космическим аппаратом ISEE-3

Сайт OpenNet сообщает, что фонд свободного программного обеспечения участвовал в восстановлении связи с космическим аппаратом «Sun-Earth Explorer 3». Работы велись с помощью пакета GNU Radio для цифровой обработки и генерации сигналов. Этот софт позволил исследователям подготовить замену для утраченного проприетарного коммуникационного оборудования, установить связь с космическим аппаратом и получить управление над ним.

История солнечного зонда

«Sun-Earth Explorer 3» – часть интернациональной программы сотрудничества НАСА с европейским космическим агентством по исследованию взаимодействия магнитного поля Земли с солнечным ветром. Стартовав в 1978 году, аппарат успешно выполнил программу-минимум к 1981 году. До 1999 года ISEE-3 продолжал наблюдение за кометами на околосолнечной орбите, пока не был выведен из эксплуатации . С этого момента никаких попыток мониторить состояние искусственного спутника Солнца в НАСА не предпринималось.

Долетим мы до самого солнца и домой возвратимся скорей…

В 2008 году стало ясно, что космический зонд продолжает подавать сигналы и в скором времени будет пролетать поблизости от Земли. Для обеспечения связи не осталось пригодного оборудования, а для возобновления программы научных экспериментов средства не выделялись. К тому моменту уже было известно, что из тридцати приборов на борту зонда работоспособными остаются двенадцать.

Группа энтузиастов, собрав по краудфандинговой программе около 159 тыс. долларов, подписали соглашение с NASA. На подлете к Земле космический аппарат «Sun-Earth Explorer 3» перешел под управление программы «ISEE-3 Reboot Project». Инженеры команды планировали после тестирования систем запустить двигатели и перевести аппарат на геоцентрическую орбиту. В случае успеха ожидалось выполнение собственной научной программы.

Per aspera ad astra

Попытка запуска силовой установки спутника, осуществленная 3 июля к успеху не привела. Все последующие итерации установить контроль над двигателями зонда также ничего не дали: под необходимым давлением подать горючее в дюзы не удалось. Команда управления проектом перезагрузки ISEE-3 предполагает, что с момента окончания основной научной миссии исчерпался запас компрессионного азота, необходимого для подачи топлива в камеру сгорания.

10 августа в 18:16 по Гринвичу (21:16 по Киеву) искусственный спутник Солнца пролетел на расстоянии 16 тыс. км от Луны и продолжил путешествие по гелиоцентрической орбите в далекий космос. Ожидается, что следующее сближение с Землей состоится только через 17 лет. Специалисты проекта планируют продолжение исследований, но уже в рамках межпланетной миссии «ISEE-3 Citizen Science Interplanetary Mission».

Google поможет отследить траекторию

Совместно с компанией Google на днях введён в строй сайт spacecraftforall.com, на котором запущен интерактивный обзор истории исследований ISEE-3, организован доступ к извлечённым с аппарата научным данным и предоставлена возможность наглядного отслеживания текущей позиции и параметров, получаемых от работоспособных датчиков.

О пакете с открытым исходным кодом GNU Radio

GNU Radio представляет собой набор программ и библиотек, которые позволяют создавать произвольные радиосистемы, схемы модуляции и формат принимаемых и отправляемых сигналов в которых задаются программно, а для захвата и генерации сигналов применяются простейшие аппаратные устройства. В состав также входит коллекция фильтров, канальных кодеков, модулей синхронизации, демодуляторов, эквалайзеров, голосовых кодеков, декодеров и других элементов, необходимых для создания радиосистем. В комбинации с универсальными программируемыми приёмопередатчиками, такими как USRP2, не привязанными к полосе частот и типу модуляции сигнала, платформа может быть использована для создания произвольных радиоустройств, в том числе базовых станций для сетей GSM, устройств для дистанционного чтения RFID-меток (электронные удостоверения и пропуски, смарт-карты), GPS-ресиверов, WiFi, приемников и передатчиков FM-радио, TV-декодеров, пассивных радаров, спектральных анализаторов и т.п.