
Как налаживалось производство полупроводниковых чипов в Киеве в средине 70-х годов? Конечно, эту историю лучше всего было бы услышать в техническом музее, тем более, что Киев — колыбель первого отечественного компьютера. Но в стране не нашлось пока энтузиастов, способных организовать движение в защиту исторических завоеваний человечества. Поэтому, постараемся реконструировать события, опираясь на воспоминания очевидцев.
Итак, 1975 год, Киев, завод "Кристалл". В те времена одно поколение вычислительной техники сменяло другое. Для подпитки технического прогресса требовалось наличие и производство соответствующей элементной базы. Хотя полупроводники давно уже вытеснили лампы, интегральные схемы по-прежнему оставались в дефиците, не говоря уже о новом на то время веянии — микропроцессорах. Для решения этих задач и был построен завод "Кристалл", лаборатории которого оснащались лучшей зарубежной техникой.
На участке фотолитографии мирно трудился комплекс GCA 3600 (на снимке вверху). Производство фотошаблонов было одним из самых важных этапов технологического процесса. В качестве носителя использовались стеклянные пластины производств Agfa-Gevaert, упакованный в продолговатые пластиковые контейнеры черного цвета. Стоит ли говорить, что за этими полезными в хозяйстве ящичками охотилось пол-завода? Контейнеры обеспечивали полную светонепроницаемость и защищали светочувствительные элементы от контакта с посторонними веществами.
Дефицитные фотопластины применялись не только для нужд производства, но служили также основой для удовлетворения и растущих нужд трудового коллектива. Из них изготовлялись «волшебные фонари», отражающие нехитрые сюжеты быта работников проявочного дела. Фактически, фотопластины использовались просто как фотографии на стекле. Что греха таить? темы для волшебного фонаря часто выходили за рамки безобидных, повторяя и тиражируя сцены из зарубежных глянцевых журналов пикантного содержания. Так, на фоне бесконтрольной протирки техническим спиртом всего и вся, складывалось облико морале советских инженеров и техников.
Еще одним фактором, являвшимся неотъемлемой частью Hi-Tech, было всепобеждающее желание принести что-нибудь с производства в родной дом. Иногда поступки несунов не поддавались рациональному объяснению: то, что оказалось «лишним» на заводе было явно ненужным и дома. К таким объектам фалеристики отосились разнообразные шильдики, таблички и тому подобное. Тяга к англоязычному («фирмовому», как тогда говорили) переходила все границы: в связи с тем, что шильды не влияли на произведственные возможности машин и механизмов, их снимали в первую очередь, если не сказать — сразу.
Сделал вклад в копилку бессмысленного собирательства и комплекс GCA 3600. Через годы дошли к нам письменные свидетельства о компании, выпустившей это чудо «вражеской» техники: David W. Mann. А как же аббревиатура GCA, спросит удивленный читатель? Ответ на это вопрос дает летописатель техники Атсухико Като (Atsuhiko Kato) в своей работе Chronology of Lithography Milestones. Он пишет, что еще в 1959 году фирма GCA поглотила комапнию Дэвида Манна. Производство полупроводниковых степперов продолжалось в Бурлингтоне (штат Массачусетс), родном городе Манна, под маркой GCA Corp., но с сохранением бренда David W. Mann.
В таком виде и сохранился для потомков образец материальной культуры и вопиющего бескультурья средины 70-х годов: