За последние десять лет глобальные процессы парадоксальным образом дали о себе знать там, где никто не ожидал их увидеть. Обслуживание персональных компьютеров и другой цифровой техники, ранее всецело контролировавшиеся столицей и городами-миллионниками, шагнуло в глубинку — в областные центры, в районные и даже просто в населенные пункты с хорошо поставленной почтовой инфраструктурой. Что дало импульс процессам дезагрегации и разукрупнения в сфере услуг? Стоит внимательно проанализировать источники и движущие силы этого естественного и одновременно парадоксального процесса.
Фактор репликации
Региональный сервис, даже если не принимать во внимание его огромный внутренний потенциал, вскормлен и взлелеян условным «центром», у которого всегда было больше финансовых возможностей и рычагов в виде дистрибуции. Все его формы, будь-то ремонт ноутбуков, перепаковка аккумуляторных батарей или сервис восстановление информации со всех видов носителей, появились благодаря делегированию «сверху».

В качестве примера можно привести некогда известную компанию «K-Trade», которая готовила для каждого регионального представительства как минимум два опорных пункта. Это должен быть сервисный центр, принадлежащий партнерской компании и укомплектованный сертифицированными специалистами, и, обязательно, группа сервисных инженеров, рабочие места которых не должны быть включены в штат партнера. Подготовка персонала ложилась на плечи материнской компании, которая не жалела ресурсов на это дело. В итоге, совершенно прогнозируемо знания и технологии пришли из столицы в региональные представительства.
Вопросы снабжения
Зарождение компьютерного сервиса строилось как производная от обслуживающей инфраструктуры для аудио- и теле-техники. Поставки комплектующих для нее строились по совершенно закрытым схемам, с непрозрачными ценниками и непонятной логистикой. Очевидно же, что такие заскорузлые шаблоны не могли существовать долго. Огромным шагом вперед стали централизованные поставки полупроводниковых компонентов в каналы продаж, но и они не смогли существенно повлиять на рост производительности в зоне услуг.

Революция в снабжении произошла благодаря интернету, помноженному на отказ от таможенных сборов по мелкому прайсу и открытому процессингу для карточных платежей. AliExpress и все его китайские реинкарнации ринулись в поставки всего того, без чего малый бизнес цифрового сервиса существовать не может. Результат не заставили себя ждать. Теперь среднестатистическому жителю глубинки нет смысле бежать за сто верст ремонтировать ноутбук или менять LCD-экран своего смартфона. Все рядом, все под боком в удовольствию и заказчиков сервиса и его провайдеров.