Французский поисковик Qwant пострадал от последствий своего запуска уже через несколько дней. Пользователи сети почти сразу осознали, что его «движок» содержит элементы поисковой системы Bing. Чем же в реальности является Qwant: простым агрегатором поисковых алгоритмов или самодостаточной экосистемой индексации и семантического анализа?
В целом, запуск нового проекта стартовал успешно. Средства массовой информации обратили свои удивленные взгляды на нового французского оператора, ранее занимавшегося только социальными сетями. И вот оно: непродолжительная благосклонность СМИ сменилась критикой поисковика. Создатели Qwant оправдывались, что если движок использует сочетание поисковых механизмов, в том числе Bing, то система индексации принадлежит им. В будущем, если получится, они планируют отказаться от микса различных API, что даст импульс развитию собственных технологий ранжирования и поиска.
С чего всё началось?
Слова «невозможно» нет во французском языке — так начиналась история веб-проекта, замахнувшегося на европейское господство Google. У истоков стояла компания с опытом специфического поиска в интранете корпораций, связанных с электронной коммерцией. Компания, основанная в 1997 году Патриком Констаном (Patrick Constant), называлась (да и по-прежнему называется) Pertimm. В ее портфолио к моменту создания Qwant — работы с хорошо у нас известной сетью «Ашан», сайтом знакомств Meetic, интернет-магазином Showroomprivé.

Патрик Констан, генеральный директор Pertimm, и стал одним из основателей интернет-поиска с французским акцентом. Он вспоминает: «Изначально нашей идеей было запустить что-то новое в интернете, что-то среднее между социальной сетью и поисковой системой. Разрабатывая идею, мы поняли, что сидеть на двух стульях не получится. Пришлось выбирать».
Но идейным вдохновителем проекта Qwant был и остается его нынешний президент Эрик Леандри (Eric Léandri), амбициозный корсиканец, «технарь», крутой спец по беспроводным сетям и технологии защиты информации в них.

Высшее образование и диплом инженера по специальности «Телекоммуникации и радиотехника» Эрик Леандри получил в университете Дерби в Великобритании. В 1998 году он вернулся в Париж и создал компанию Mediacom — бизнес, связанный с беспроводными технологиями. К 2007 году он уже возглавлял компанию Trustmission, специализирующуюся на электронном документообороте. Затем круг его интересов сместился в область программного обеспечения по защите информации.
Вторым лицом в управленческой иерархии Qwant стал его со-основатель Жан-Мануэль Розан (Jean-Manuel Rozan). Опыт и связи этого господина в финансовых кругах как нельзя лучше соответствовали устремлениям нового стартапа. Занимая в Qwant кресло вице-президента, г-н Розан вместе с тем возглавляет созданный им инвестиционный холдинг President Quartz Participations Investment. Именно с его подачи у поисковика еще до момента запуска появился ангел-хранитель — венчурная компания Financière Cambon.

Вернемся в 2013 год, когда появился на свет Qwant. Идея поисковика возникла у Эрика Леандри еще в 2009-2010 годах, а уже в 2011 году он запустил одноименный стартап, который через два года предложил европейскому пользователю свою поисковую систему. Ее фундаментальные принципы прямо противоположны тому, что сейчас творится на рынке: по замыслу автором Qwant должен гарантировать конфиденциальность и нейтральность поисковых результатов.
Другими словами, Qwant обещает хорошие результаты без слежки, стыдливо именуемой историей поисковых запросов, не преследуя вас и не сохраняя тип собранных данных. Кроме того, вместо того, чтобы рейтинговать результаты определенного типа, поисковик предоставляет наиболее открытые ответы из возможных, найденные как на сайтах, так и в социальных сетях (в том числе, и в Twitter).
Где сейчас Qwant?
Отстаивая идею европейского информационного суверенитета, разработчики получают щедрые ассигнования из разных источников. Так, вливание денег со стороны немецкой издательской группы Axel Springer в 2014 году помогло придать общеевропейский аспект первоначальному проекту.
Только в феврале 2017 года сбор средств обеспечил поступления в размере 18,5 млн евро, концу года эта сумма увеличилась еще на 7 млн. Появились и богатые спонсоры: созданное в партнерстве со студией Universal направление Qwant Music обеспечивает все информационное поле по конкретному исполнителю (новости, концерты, видео, биография, контент из социальных сетей). Круто!
Активно в продвижение поисковика включаются государственные структуры. Запуск «детской версии» (Qwant Junior) получил поддержку Министерство национального образования Франции. Это не может не сказаться на посещаемости. Сегодня Alexa так строит рейтинг поисковика:

Рыночная доля Qwant во Франции приближается к 10%, перевалив в посещаемости за 50 млн. уникальных хостов в день. Парижский дата-центр Telecity в Обервилье с трудом, но справляется с растущей нагрузкой.
Успехи европейского информбизнеса обусловлены и его прямым продвижением. Благодаря Mosaic и Netscape, теперь только у ленивого нет своего броузера. Есть он и у Qwant, но можно пойти и по пути использования плагинов: для Google Chrome, для Firefox. Для поиска на мобильных устройствах — добро пожаловать в App Store или Play Market.

Очевидно же, что кроме собственного алгоритма интеграции поисковых результатов в социальных сетях, на имидж компании активно трудятся и его программисты. И это при том, что у компании в настоящее время доходов нет, одни расходы — на разработки и рост присутствия в сети. Тем не менее, Qwant видит два стабильных источника своих доходов: от рекламы и аффилированных на веб-проектов, а с другой стороны, — от коммерциализации им принадлежащих технологий и разработок.
Рано ставить точку
Факт, что поисковики создают многие, а получается только у некоторых. Им и успех, и восторги почитателей. В общем радостном хоре не забыть бы про Минитель и SECAM.