Квант интернета по-французски

Французский поисковик Qwant пострадал от по­след­ст­вий сво­е­го за­пус­ка уже че­рез не­сколь­ко дней. Поль­зо­ва­те­ли се­ти поч­ти сра­зу осоз­на­ли, что его «дви­жок» со­дер­жит эле­мен­ты по­ис­ко­вой сис­те­мы Bing. Чем же в ре­аль­нос­ти яв­ля­ет­ся Qwant: про­с­тым аг­ре­га­то­ром по­ис­ко­вых ал­го­рит­мов или са­мо­до­ста­точ­ной эко­сис­те­мой ин­дек­са­ции и се­ман­ти­че­ско­го ана­ли­за?

В целом, запуск нового проекта стартовал успешно. Средства массовой ин­фор­ма­ции обратили свои удивленные взгляды на нового фран­цуз­ско­го оператора, ранее за­ни­мав­ше­го­ся только со­ци­аль­ны­ми се­тя­ми. И вот оно: не­про­дол­жи­тель­ная бла­го­ск­лон­ность СМИ сменилась критикой поисковика. Создатели Qwant оправдывались, что если движок ис­поль­зу­ет со­че­та­ние поисковых ме­ха­низ­мов, в том числе Bing, то система ин­дек­са­ции принадлежит им. В будущем, если по­лу­чит­ся, они пла­ни­ру­ют от­ка­зать­ся от мик­са различных API, что даст им­пульс раз­ви­тию соб­ст­вен­ных тех­но­ло­гий ранжирования и поиска.

С чего всё началось?

Слова «невозможно» нет во французском языке — так начиналась история веб-проекта, замахнувшегося на ев­ро­пей­ское господство Google. У истоков стояла компания с опытом специфического поиска в ин­тра­не­те корпораций, свя­зан­ных с эле­к­трон­ной ком­мер­ци­ей. Компания, основанная в 1997 году Патриком Кон­ста­ном (Patrick Constant), на­зы­ва­лась (да и по-преж­не­му на­зы­ва­ет­ся) Pertimm. В ее портфолио к моменту создания Qwant — работы с хорошо у нас из­вест­ной сетью «Ашан», сайтом знакомств Meetic, интернет-магазином Showroomprivé.

Патрик Констан (Patrick Constant), генеральный директор Pertimm, стал одним из основателей поисковика Qwant

 

Патрик Кон­стан, генеральный директор Pertimm, и стал одним из основателей интернет-поиска с французским ак­цен­том. Он вспоминает: «Изначально нашей идеей было запустить что-то новое в интернете, что-то среднее между со­ци­аль­ной сетью и поисковой системой. Разрабатывая идею, мы поняли, что сидеть на двух стульях не по­лу­чи­тся. Пришлось выбирать».

Но идейным вдохновителем проекта Qwant был и остается его нынешний президент Эрик Леандри (Eric Léandri), ам­би­ци­оз­ный корсиканец, «технарь», крутой спец по бес­про­вод­ным сетям и тех­но­ло­гии защиты ин­фор­ма­ции в них.

Президент поискового сервиса Qwant, соучредитель и сопредседатель инновационно-инвестиционного фонда Tech Cote d'Azur

 

Высшее образование и диплом инженера по специальности «Телекоммуникации и радиотехника» Эрик Ле­анд­ри по­лу­чил в университете Дерби в Великобритании. В 1998 году он вернулся в Париж и создал компанию Mediacom — биз­нес, связанный с беспроводными технологиями. К 2007 году он уже возглавлял компанию Trustmission, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся на элек­т­рон­ном до­ку­мен­то­о­бо­ро­те. Затем круг его интересов сместился в область про­г­рам­мно­го обес­пе­че­ния по защите информации.

Вторым лицом в управленческой иерархии Qwant стал его со-основатель Жан-Мануэль Розан (Jean-Manuel Rozan). Опыт и связи этого господина в финансовых кругах как нельзя лучше соответствовали устремлениям нового стартапа. Занимая в Qwant кресло вице-президента, г-н Розан вместе с тем возглавляет созданный им инвестиционный холдинг President Quartz Participations Investment. Именно с его подачи у поисковика еще до момента запуска появился ангел-хранитель — венчурная компания Financière Cambon.

Qwant

 

Вернемся в 2013 год, когда появился на свет Qwant. Идея поисковика возникла у Эрика Ле­анд­ри еще в 2009-2010 го­дах, а уже в 2011 году он запустил одноименный старт­ап, который через два года предложил европейскому поль­зо­ва­те­лю свою поисковую систему. Ее фундаментальные принципы прямо противоположны тому, что сейчас тво­рит­ся на рынке: по замыслу автором Qwant должен гарантировать кон­фи­ден­ци­а­ль­ность и ней­траль­ность поисковых результатов.

Другими словами, Qwant обещает хорошие результаты без слежки, стыдливо именуемой историей поисковых за­про­сов, не преследуя вас и не сохраняя тип собранных данных. Кроме того, вместо того, чтобы рей­тин­го­вать ре­зуль­та­ты оп­ре­де­лен­но­го типа, поисковик предоставляет наиболее открытые ответы из возможных, найденные как на сай­тах, так и в со­ци­аль­ных сетях (в том числе, и в Twitter).

Где сейчас Qwant?

Отстаивая идею европейского информационного суверенитета, разработчики получают щедрые ассигнования из раз­ных источников. Так, вливание денег со стороны немецкой издательской группы Axel Springer в 2014 году помогло при­дать общеевропейский аспект первоначальному проекту.

Только в феврале 2017 года сбор средств обеспечил поступления в размере 18,5 млн евро, концу года эта сум­ма уве­ли­чи­лась еще на 7 млн. Появились и богатые спонсоры: созданное в партнерстве со студией Universal на­прав­ле­ние Qwant Music обеспечивает все информационное поле по конкретному исполнителю (новости, концерты, ви­део, би­о­гра­фия, контент из социальных сетей). Круто!

Активно в продвижение поисковика включаются государственные структуры. Запуск «детской версии» (Qwant Junior) по­лу­чил поддержку Министерство национального образования Франции. Это не может не ска­зать­ся на по­се­ща­е­мос­ти. Се­го­дня Alexa так строит рей­тинг по­ис­ко­ви­ка:

Рейтинг Qwant По версии сервиса Alexa

Рыночная доля Qwant во Франции приближается к 10%, перевалив в посещаемости за 50 млн. уникальных хос­тов в день. Парижский дата-центр Telecity в Обер­ви­лье с трудом, но справляется с растущей нагрузкой.

Успехи европейского ин­фор­м­биз­не­са обусловлены и его прямым продвижением. Благодаря Mosaic и Netscape, теперь только у ленивого нет своего броузера. Есть он и у Qwant, но можно пойти и по пути ис­поль­зо­ва­ния плагинов: для Go­ogle Chro­me, для Firefox. Для поиска на мобильных устройствах — добро пожаловать в App Store или Play Market.

Поисковой механизм Qwant не использует cookie

 

Очевидно же, что кроме собственного алгоритма ин­те­гра­ции по­ис­ко­вых ре­зуль­та­тов в со­ци­аль­ных сетях, на имидж ком­па­нии активно трудятся и его про­грам­мис­ты. И это при том, что у ком­па­нии в на­сто­я­щее время доходов нет, одни рас­хо­ды — на разработки и рост при­сут­ст­вия в сети. Тем не менее, Qwant видит два ста­биль­ных ис­точ­ни­ка своих до­хо­дов: от рекламы и аф­фи­ли­ро­ван­ных на веб-про­ек­тов, а с дру­гой сто­ро­ны, — от ком­мер­ци­а­ли­за­ции им при­над­ле­жа­щих тех­но­ло­гий и раз­ра­бо­ток.

Рано ставить точку

Факт, что поисковики создают многие, а получается только у некоторых. Им и успех, и восторги почитателей. В общем ра­дост­ном хоре не забыть бы про Минитель и SECAM.