
Первичный интернет-бульон, медленно томившийся на развалинах Советского Союза с начала 90-х рано или поздно должен был обнажить сладкую косточку – становой хребет русского сегмента всемирной паутины. Сегодня, задним умом, легко разобраться в происхождении компаний, образовавших без преувеличения новую отрасль современной индустрии. По праву в этот список входит «Яндекс», есть там место и для законодателя мод начала XXI-го века «Рамблера». Но нет среди них одного из лидеров 90-х — поисковика «Апорт».
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Идея и реализация «Апорта» принадлежит компании «Агама» (зарегистрирована в виде акционерного общества закрытого типа в 1992 году, хотя фактически существует с 1990 года). АО «Агама» занималась разработкой программного обеспечения, а с 1995 года активно включилась в работы по внедрению интернет-технологий в свои продукты. В то время в числе приоритетов компания декларировала использование во всемирной паутине русского языка наравне с английским.
В недрах этой компании и родился «Апорт!» (именно так с восклицательным знаком продвигался бренд), ставший первым русскоязычным поисковиком. Поисковик опередил время не только внедрением кирилличных сервисов, но формой выдачи, в которой визуализировался фрагмент сайта, удовлетворяющего поисковому запросу. Сами запросы, кстати говоря, формировались контекстными операторами — громоздкой логикой параметров поиска.
К началу бума дот.комов «Агаме» было с чем выйти на рынок интернет-сайтов. Ярко и красочно этот период описывает в своих воспоминаниях Игорь Ашманов (в оригинале имена собственные указываются эзоповым языком, но — да простят нас читатели за то, что мы облегчим понимание текста — мы приведем эту шифровку к естественному виду):
…в августе 1998 г. израильский бизнесмен Иосиф-Джозеф Авчук (Joseph Avchuk), который купил компанию Агама вместе с принадлежавшей ей поисковой машиной «Апорт!», всего за несколько десятков тысяч долларов, и интернет-каталог «Ау!», примерно за такую же сумму. Вложив, по моим прикидкам, ещё около $300–$400 тыс. в развитие этих проектов, Авчук уже в 2000 году продал «Апорт!» и «Ау!» телекоммуникационной компании Golden Telecom за невообразимую сумму в 25 миллионов долларов. Заметим, что Авчук не жадничал, делился долями, и на этой продаже неплохо заработал также и менеджмент «Апорта». Я несколько раз разговаривал с Авчуком в июне 1998 года, и он произвёл на меня яркое впечатление. Мы… тогда конкурировали с ним за покупку «Апорта», и он легко победил нас за счёт лучшего понимания психологии владельцев поисковика. Он сумел предложить им не больше денег, а больше перспектив. Это, конечно, был настоящий инвестор.
Нам удалось найти чуть ли не единственное изображение израильтянина, опубликованное в «Computerworld Россия», № 36 за 1999 год. Фото инвестора на фоне здания МГУ было красивой иллюстрацией к статье «Апорт в поисках денег для России». Подпись под ним гласит: «Тучи над Москвой не мешают Джозефу Авчуку надеяться на лучшее».
Легкие деньги
До продажи за баснословные $25 млн. поисковика вкупе с порталом Джозеф Авчук поучаствовал в осенней выставке Fall Internet World'99, которая проходила в Нью-Йорке с 6 по 8 октября 1999 года. Видимо, это событие и стало решающим фактором, повлиявшим на судьбу сделки.
Определяющим фактором был охват аудитории, которую сумел привлечь к себе «Апорт». Статистика тех лет утверждает, что количество посетителей исчислялось миллионами, и поисковик стабильно был «второй кнопкой рунета». Так купленный за $45 тыс. ресурс перешел из рук Авчуку в руки Golden Telecom, неимоверно обогатив инвестора.
Недолго Golden Telecom строил радужные планы, как вдруг мыльный пузырь дот.комов рухнул. Именно в средине 2000 года необоснованный рост стоимости интернет-активов прекратился, а вместе с ним исчез интерес нового владельца к своему детищу, которое, похоже, сразу стало обузой. Попытка сбагрить «Апорт» хотя бы за треть стоимости не увенчалась успехом.
В приведенной выше ссылке говорится, что о переговорах Golden Telecom с потенциальными покупателями «Апорта» газете рассказали несколько участников рынка, пожелавших сохранить анонимность. Но сегодня известно, компания предпринимала попытки продать поисковик проекту Нигма.РФ за $8-10 млн., но сделка так и не состоялась. Судьба флагмана рунета была предрешена: отягощенный грузом легких денег он медленно, но уверенно шел ко дну.
Игра навылет
Новый импульс в конце 2009 года «Апорту» дал «Вымпелком», перебрав бразды правления у Golden Telecom, своей дочерней компании. Марк Сайденфелд, руководитель медиа департамента сотового оператора, сообщил информационному порталу SecurityLab.ru, что aport.ru недавно сменил дизайн и перешел на технологию, ускорившую обработку запросов пользователей. Но звездный час поисковика остался позади, а серьезность намерений владельцев вряд ли подкреплялась щедрыми финансовыми потоками.
В выше упомянутой статье нелицеприятную оценку озвучил руководитель Нигмы – Виктор Лавренко. Он сказал, что сегодня доля «Апорта» в обработке поисковых запросов равна нулю, как и стоимость его бренда, и «Вымпелкому» придется развивать этот проект с нуля. Дальнейший ход событий подтвердил правильность прогноза. Искусственное дыхание «Вымпелкома» поисковым алгоритмам не помогло, – в 2011 году «Апорт» перешел на использование Яндекс-платформы.
Лето этого года стала зимой для первенца рунета. Как собщает ЛIГАБiзнесIнформ, «Апорт» за $150 тыс. приобрел генеральный директор сайта Mamba.ru Андрей Бронецкий у ВымпелКома, которому сейчас принадлежит Golden Telecom. Предприниматель планирует инвестировать в проект еще $350 тыс. и перепрофилировать его в электронную торговую площадку.
Сейчас поисковый сервис «Апорта» выглядит как издевательство. Он ютится на задворках домена http://aport.ru, по ссылке «Обратная связь» открывается заброшенный сервис «Россия Он Лайн» (РОЛ), до сих пор принадлежащий Golden Telecom, не обновлявшийся с 2009 года и всецело посвященный коммутируемому доступу к интернет (спрашивается, кому это надо?). Но самый удивительный факт — поиск еще работает. Правда, пользователь может искать только по апортовскому каталогу сайтов:
Надолго ли?
Послесловие
Как дела у Йосифа Авчука, спросите вы? Трудно найти вразумительный ответ на этот вопрос. Его бизнес в виде Digital Holdings Corp. находится в плачевном состоянии, о чем можно судить по степени заброшенности сайта означенного цифрового холдинга. Возможно, у мультимиллионера еще осталось несколько миллионов от сделки прошлого века? Может быть, может быть. Но опыт скоробогачей подсказывает, что то, что быстро пришло, — быстро и ушло.